вторник, 23 октября 2012 г.

Когнитивное образование: от зубрёжки к познанию. От инженеров к когнитариям из песочницы

Как и все области общественной деятельности, образование переживает сейчас переход от индустриальной модели к постиндустриальной, к информационному обществу. И, как и на всех участках этой глобальной трансформации, в образовании возникает ряд противоречивых процессов. Очевидно-необходимый частичный демонтаж индустриальной модели обучения, для постройки информационной, воспринимается многими как откат к «тёмным векам», торжество упрощенчества. Можно заметить, что эмоциональная реакция людей, посвятивших свою жизнь образованию, абсолютно оправдана, но она происходит как раз от непонимания того, каким должно быть новое образование.

Чтобы понять, какая модель образования необходима, нужно принять adhoc произошедшие вокруг изменения. Уже общим местом стала модель «быстрый мир требует быстрого обучения», про «быстрый мир» читаем у Переслегина. Очевидны и успехи в этом.

Что же еще изменилось в технологиях последних десятилетий, чтобы сильно затронуло образование? Конечно, это прозрачный намёк на Интернет, точнее WorldWideWeb. Уже сейчас Сеть/Интернет/WWW– это гипермедийная среда, в которой доступ к огромному объему мультимедийной информации осуществляется за секунды. Разумно предположить, что образование в гипермедийной среде будет идти другими путями, чем в библиотечной. Первый, и самый очевидный путь – поскольку доступ к данным происходит практически в реальном времени, то отпадает необходимость заучивания.

Уже лет сорок, как исчезли требования к навыкам быстрого счёта «столбиком», с тех пор как калькуляторы стали общедоступным инструментом. Уже лет двадцать, как не нужно держать в голове таблицы логарифмов и тригонометрических функций – инженерные калькуляторы, а затем персональные компьютеры тоже взяли эти расчёты на себя. Появление Интернета/WWW, гипермедиа, позволяет не заучивать и массивы фактов всех видов наук: абстрактных, естественных, гуманитарных – они доступны в Wikipedia и далее – по ссылками, за секунды. То есть, уже сейчас можно использовать интернет – гипермедиа, как «внешнюю память», «подгружая» нужный теоретический и фактологический материал по необходимости, не загромождая память «лишними» данными, сохраняя только нужные информационные структуры-паттерны. Теперь каждый мыследеятель: исследователь, инженер, юрист, — может применять технологию «пустого чердака» Шерлока Холмса – помнить, «хранить» у себя в голове только нужные инструменты, так как все дополнительные доступны в Интернете, в «нескольких кликах». Масштаб произошедшей революции настолько велик, что сравнить его можно, пожалуй, с изобретением письменности, когда впервые появилась возможность отдельного хранения знаний от их носителя. Действительно, продуктивность исследователей прошлых столетий во многом определялась именно объёмом запомненной ими информации, ведь любой запрос к внешним источникам знаний занимал от нескольких часов (поиск в университетской библиотеке) до нескольких недель (переписка с библиотеками, коллегами в других городах). Сейчас эти сроки сократились в десятки и сотни раз — соответственно до минут и часов.

Таким образом, новое образование должно оперировать с возможностями сверхскоростного доступа к информации интернет-гипермедийной среды. Куда же девать столько высвободившегося времени и мозга учащихся? В условиях экспоненциального роста потока информации, де-факто наступившей информационной Сингулярности, акцент обучения, очевидно, должен сместиться в сторону ускорения обработки информации. От ставшего ненужным заучивания множества фактов и технологий к обучению когнитивным методикам: поиску, систематизации, анализу, сопоставлению, обобщению и синтезу новых знаний. То есть, для перехода к обществу знаний, мы должны создать такую систему образования, где в массовом порядке будут преподаваться те когнитивные навыки, которыми раньше владели только профессиональные исследователи. Можно сказать, что массовыми должны стать метатехнологии образования – когда каждый образованный человек владеет методиками, техниками и навыками — исследования, анализа, синтеза. Это качественный переход. Например, если в существующей индустриальной модели образования «точка сборки», той или иной дисциплины преподаётся аксиоматично, априори (и то – не всегда и не во всех ВУЗах), то в новом образовании, средний специалист должен сам уметь найти, создать эту точку сборки в той области, в которой он в данный момент работает.

Получается, что в новом образовании должна быть создана такая методология обучения, которая позволит массово, на уровне 20-25% населения, готовить когнитариев — специалистов с владением исследовательскими навыками, хотя бы на уровне современного кандидата наук (doctorofscience). Сейчас доля таких специалистов составляет 2-3% населения. Рост доли «кандидатов наук» в 10 раз сейчас может кому-то казаться утопией, но нужно вспомнить о том, что сто лет назад, в 1914 году в России грамотными были только 27 % населения, а сейчас грамотны практически 100% и 35% населения обладают дипломами о высшем профессиональном образовании.

В завершение, можно сказать, что наличие в обществе значимого числа людей с когнитивными навыками — когнитариата и есть условие решения проблемы информационной сингулярности, экспоненциального роста информационного потока, который мы сейчас наблюдаем. Именно специалисты с когнитивными навыками смогут обрабатывать, клаассифицировать, обобщать и создавать новое знание из большого потока разнородных фактов.

Видимо, эта проблема лучше всего осознана в США, Японии, КНР, где уже ведутся дискуссии о всеобщем высшем образовании. Видимо, как в XX веке всеобщая грамотность, так в XXI подавляющее проникновение высшего образования и есть условие появления когнитивного класса.


источник

Домены

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные новости